Это место находится в 1000 м от отеля Kravt

Угол Садовой улицы и Невского проспекта сегодня хорошо известен жителям и гостям города – там находится Большой гостиный двор, история которого – олицетворение борьбы прогрессивных веяний и требований времени и консерватизма.

История строительства

Еще на заре XVIII века торгового центра не было, а территорию занимала красивая березовая роща. Торговля развивается здесь только в 1736-1737 годах после пожара Мытного двора. Первые лавки Гостиного двора были деревянные, что не соответствовало нормам пожарной безопасности. Да и сами ряды имели неприглядный вид, поэтому были разобраны спустя несколько лет.

Уже в конце 1740-х годов задумались над созданием каменного строения Гостиного двора, разработку проекта которого отдали архитектору Антонио Ринальди. Правда, проект не приняли – сначала спорили о том, за чей счет будет вестись строительство, а когда решено было строить за счет казны, купцы не захотели сносить свои привычные лавки из дерева.

Немного позже проект Гостиного двора заказали другому архитектору - Франческо Бартоломео Растрелли. Второй проект приняли, но в результате Семилетней войны казна столицы была совершенно пуста, и затраты на строительство было решено возложить на купцов. Взамен они бы получили здание в вечное владение.

Купцы второй проект посчитали слишком дорогим и направили графу И. И. Шувалову письмо с предложением строить Гостиный двор в один этаж вместо запланированных двух, чтобы сократить расходы на строительство. Пока продолжались споры по поводу внешнего вида и размеров здания, мода в архитектуре сменилась. Изысканный стиль барокко, в котором и предложил Растрелли строительство, утратил популярность. Ему на смену пришел классицизм. Поэтому проект передали на пересмотр архитектору Ж. Б. Валлен-Деламоту, который заметно упростил оформление фасадов, убрал башню и богатые скульптуры в проекте Растрелли.

В 1761 году в Гостином дворе случается пожар и спустя пару месяцев наконец-то начинается строительство. Правда, шло оно очень долго, купцы держались за старые лавки, оспаривали авторство проекта. Часть здания, которая смотрит на Невский проспект, удалось закончить только в 1967 году. А в 1968 году архитектора отстранили от работы и он не смог завершить своей проект.

В 1780 году в торговом центре происходит второй большой пожар, в котором сгорели деревянные лавки, и только каменная часть осталась невредимой. Строительство продолжилось, но без деревянных конструкций, и в 1785 году здание было завершено. Кстати, именно Гостиный двор стал в Санкт-Петербурге самой ранней постройкой в стиле классицизма.

Рядом с Гостиным двором вскоре построили еще одно здание, которое называлось Перинными рядами. Здесь торговали женщины. А вдоль Невского проспекта велась торговля парфюмерными и галантерейными товарами – это так называемая Суконная линия. Вот только подобное разделение торговли не просуществовало долго. Первое время торговля в Гостином дворе шла без ценников. О цене покупатель и продавец договаривались. Система твердых цен появилась, когда пришли иностранные торговцы.

XX век

На политическую жизнь страны Гостиный двор реагировал очень остро. В 1905 году в «Кровавое воскресенье» торговый центр был закрыт, витрины заколотили досками. Точно так же здание выглядело и в 1917 году, а после революции оно было опечатано - до 1922 года торговля остановилась. В 30-е годы прошлого столетия торговый центр подумывали снести, чтобы на его месте построить первый небоскреб страны. Но реализовать такие планы не позволила война, во время которой зданию все равно был нанесен серьезный ущерб.

Первая реконструкция началась еще в 1944 году, на Невском проспекте в это же время высажена снова липовая алея. Следующая реконструкция состоялась в 1955 году, она предполагала изменения внутреннего содержания здания для размещения магазинов главного торгового центра Северной столицы. Внешний вид оставили без изменений. Большой Гостиный двор приглашает гостей и сегодня – это один из крупнейших торговых центров России и Скандинавии. Посетители любят бродить по многочисленным магазинам Гостинки, посещать Галерею Высокой моды, которая расположилась на втором этаже и предлагает продукцию именитых дизайнеров Франции и Италии.